Пензенская область

Пензенская область

Пензенская область по составу населения многонациональна. В Пензенской обалсти проживают представители славянских, финно-угорских и тюркских народов.
Наиболее ранние следы деятельности человека на территории Пензенской области относятся к эпохе неолита. Во времена бронзового века на пензенские областные земли пришли южные скотоводческие племена срубников. На территории Пензенской области жили также городецкие племена, которые занимались примитивным земледелием, разводили скот, охотились. Краеведами Пензенской области открыты и исследованы относящиеся к первому тысячелетию нашей эры селища и городища древней мордвы
Пензенский областной центр (г. Пенза) образован в 1663 как русская крепость на границе Дикого поля.
В 1718 образована Пензенская провинция в составе Казанской губернии. 15 сентября 1780 года образована Пензенская губерния.
5 марта 1797 году губерния ликвидирована, Пенза становится уездным центром Саратовской губернии. 9 сентября 1801 года Пензенская губерния восстановлена.
В 1928 губерния снова ликвидирована, Пенза становится центром Пензенского округа Средневолжского края, Куйбышевского края, затем (с 1937) районным центром Тамбовской области. В 1939 образована Пензенская область, существующая до сегодняшнего дня.

Самые крупные города Пензенской области:
 — г.Пенза Пензенская область
 — г.Заречный Пензенская область
 — г.Каменка Пензенская область
 — г.Кузнецк Пензенская область
 — г.Нижний Ломов Пензенская область
 — г.Никольск Пензенская область
 — г.Сердобск Пензенская область.

г.Заре́чный Пензенской области расположен в 12 км от Пензы. Население 62,4 тыс. чел. (2005).
Строительство города и завода было начато на основании Постановлений СМ СССР от 20 июля 1954 «О строительстве завода». Постановлением СМ СССР от 3 марта 1962 № 223—107 на части территории Пензенской области создана закрытая зона Пенза-19. С января 1992 Пенза-19 был переименован в Заречный (решение Малого Совета от 29.12.91г. N 31).
14 апреля 1955 начальник отдела капитального строительства ППЗ Л. Н. Дятлов подписал акт о принятии земельного участка под застройку города. Это был заболоченный безлюдный лес неподалеку от железнодорожной станции Селикса, на которой стояло в то время несколько деревянных домишек.
В мае 1955 были сданы первые 10 корпусно-щитовых одноквартирных домов на нынешней Торговой улице Заречного. Тогда же началось активное строительство бараков на территории 58 квартале.
В мае 1956 строители заложили фундамент первого кирпичного многоквартирного дома. Он сохранился до сих пор и находится по адресу: Проспект Мира, 8.
Первоначально город Пензенской области застраивался поквартально, а с 1962 по микрорайонам. Для каждого микрорайона характерно сочетание застроенных территорий и открытых озелененных пространств. Каждый микрорайон имеет свои индивидуальные особенности, конфигурацию и архитектурно-композиционное решение.
Благоустройство территорий осуществляется одновременно со строительством домов и зданий, прокладываются пешеходные пути, транспортные артерии, устанавливаются малые архитектурные формы, создаются зоны отдыха. Спортивные площадки располагаются на озелененных территориях. Большое внимание уделяется озеленению города с максимальным использованием существующей растительности.
Усилия создателей города высоко были оценены Правительством и Министерством. В 1981 году за проектирование и застройку первой очереди города 20 человек удостоены звания лауреатов Премии СМ СССР.
Занимаемая площадь города — 31,4 км².

г.Кузне́цк Пензенской обласиь расположен на востоке области, на реке Труёв (приток реки Сура), в предгорьях Приволжской возвышенности на высоте 254 м над уровнем моря. Климат — континентальный, среднегодовое количество осадков составляет 627 мм.
Население 90,3 тыс. жителей, второй по численности населения город области после Пензы.
Основан сподвижником Петра I В. Ф. Нарышкиным как деревня Труёво на реке Труёв (приток реки Сура), в 121 км к востоку от Пензы. Позднее стало именоваться Труёво-Воскресенское (с 1699), затем — село Нарышкино.
В ноябре 1780 указом Екатерины II село было переименовано в город Кузнецк (название — в связи с развитостью кузнечного промысла). На базе старинных ремёсел в XIX веке активно развивалась
промышленность. В 1874 через город прокладывается Сызранско-Вяземская железная дорога.
В городе имеется свой вуз — Кузнецкий институт информационных и управленческих технологий, а также ряд представительств пензенских высших учебных заведений. Помимо этого в Кузнецке работают медицинский, педагогический колледжи, колледж электронной техники, музыкальное училище, техникум сервиса.
В городе издаются газеты: «Кузнецкий рабочий», Любимая газета. Работает муниципальное предприятие «Кузнецкая телерадиовещательная компания».
Функционируют краеведческий музей, музей боевой славы. В городе сохранился ряд зданий — памятников гражданской архитектуры XIX—XX веков, церковь Вознесения Христа (1842—1856), церковь Казанской иконы Божией Матери (1886—1890).
В селе Радищево, в 17 км к югу от города работает краеведческий музей имени А. Н. Радищева.

г.Ка́менка Пензенской области— город (с 1951) в России, административный центр Каменского района.
Население 40,4 тыс. жителей (2005).
Город расположен на реке Атмис, в 75 км от Пензы.
Главными отраслями являются сельскохозяйственное машиностроение, пищевая индустрия, промышленность строительных материалов. На 1.1.1995 крупнейшие предприятия: АО «Белинсксельмаш» (свыше 3 тыс. работающих) – сеялки, культиваторы, картофелесажалки, бороны и др.; мясокомбинат (773 чел.); сахарный завод АО «Атмис-сахар» (779 чел.); кирпичный завод (125 чел.); элеватор (282 чел.); завод «Стройдеталь №5» (395 чел.) – железобетонные и столярные изделия. Маслозавод, хлебозавод, товарищество «Пищевик» (кондитерские изделия, овощные консервы), пивзавод, крупозавод и др. Железнодорожная станция, автовокзал, пассажирское автопредприятие (25 автобусов, 7 городских маршрутов). Фирма «Союз» – ремонт автомашин всех марок; АО «Камагросервис» – обслуживание сельскохозяйственных машин и животноводческих ферм. 3 передвижные мехколонны «Агропромспецстрой», 2 – «Пензводмелиорация». Филиал комбанка «Тарханы». На балансе жилкомхоза города 80.977 кв. м жилья, в том числе 72.823 кв. м со всеми удобствами (1989).
Исторический центр города находится на правом берегу Атмиса. Планировочная структура правобережной части криволинейна, ориентирована на линию берега, поперечные улицы тянутся к реке. Во второй половине XIX века в центральной части построены административные здания, которые вместе с магазинами и усадьбой Воейкова образовали хорошо выраженную торговую площадь. Предмостная площадь появилась благодаря развитию правобережья. Крупное строительство развернулось в связи с эвакуацией в Каменку завода «Сельмаш» и получением 15.6.1944 статуса рабочего поселка, а 18.4.1951 – статуса города. Высокими темпами развивалась левобережная часть, где размещалось основное жилищное строительство в связи с развертыванием на левом берегу завода «Сельмаш», на котором работало в конце войны 2 тыс. человек. Ее планировка отличается прямолинейной сеткой улиц с многоквартирными секционными домами.

г.Нико́льск Пензенской области расположен на реке Вырган, в 120 км от Пензы. Население 24,3 тыс. чел.
В городе действует узкоколейная железная дорога, принадлежащая заводу «Красный Гигант». По состоянию на 2007 год, Никольск — единственный в России город, соединённый узкоколейной железной дорогой с сетью магистральных железных дорог.

Ни́жний Ло́мов Город расположен на реке Ломов (Ломовка), (бассейн Оки), в 109 км от Пензы. Население 23,8 тыс. чел.

г.Сердобск Пензенской области берёт своё начало с 1698 года, когда, возвращаясь из Азовского похода, царь Пётр посетил Саратов и дал указание "посмотреть угожих мест в Пензенскую сторону да установить там сторожи.
Население 36,2 тыс. жителей (2005). В 1861 году в Сердобске было населения 5000 человек; по переписи 1897 года, в городе (вместе с пригородной слободой) оказалось 12781 человек, а по переписи 1992 года насчитывалось 44900 человек.
Поселение, из которого образовался нынешний Сердобск, возникло в XVII веке; первоначально это было село Большая Сердоба, окруженное валом для защиты от набегов кочевников; в 1717 году оно выдержало осаду крымских и кубанских татар. Уездным городом Сердобск стал в 1780 году. Железная дорога через Сердобск была построена в 1896 году.
Архитектурный облик города определяют бывшие купеческие особняки конца XIX — начала XX века, построенные в стиле неоклассицизма и модерна, небольшие деревянные дома украшенные резьбой, здания бывших земства (1879), женской гимназии (1910), реального училища (1913), пожарного депо с сохранившейся каланчой (начала XX века), собор Михаила Архангела.

Информация с сайта
Фото с сайта
Место на карте

Запись опубликована в рубрике Обо всём. Bookmark the permalink. И комментирование и trackback'и в настоящий момент закрыты.