Пензенская картинная галерея им. К. А. Савицкого

sav (333x502, 27Kb)

В самом центре города, неподалеку от места, где в 1663 году была заложена крепость Пенза, высится, в глубине парадного двора-курдюнера, импозантное здание, которое неизменно привлекает к себе взоры прохожих. Споря со стройными елями, горделиво взметнулась мощная башня главного входа, декорированная цветными изразцами, увенчанная четырехугольным куполом. Основание башни, как и цоколь фасада, выложено из блоков серого финского гранита. Утопая в зелени сквера, это величественное сооружение по праву считается красивейшим в городе, его достопримечательностью. Построенное в 1910 1912 годах в стиле модерн, оно предназначалось для дворянского земельного и крестьянского поземельного банков. Автором проекта является выдающийся петербургский зодчий, академик архитектуры Александр Иванович фон Гоген (1856—1914), широко известный как создатель особняка Кшесинской (ныне Музей Великой Октябрьской социалистической революции), музея А. В. Суворова, Академии Генерального штаба на Суворовском проспекте и многих других сооружений в Ленинграде, а также в Куйбышеве, Днепропетровске, Горьком и других городах. Производство работ было поручено Гражданскому инженеру А. Г. Молокину, декоративное решение интерьеров, выполнение скульптурных орнаментов — преподавателю местного художественного училища, талантливому скульптору К. А. Клодту (1867 1928).

Однако земельный банк недолго использовался по своему прямому на-значению. После установления в городе Советской власти в нем находились сначала губком партии и губисполком, а затем горком КПСС и горисполком. В феврале 1984 года это прекрасное здание было передано под областную картинную галерею имени К. А. Савицкого.

Пришлось немало потрудиться, чтобы вернуть залам первоначальный вид, восстановить анфиладную систему, утраченный в результате перестроек лепной декор и в то же время переоборудовать административные помещения для нужд художественного музея, имеющего свои специфические законы. К этой работе были привлечены московские архитекторы и художники-дизайнеры института «Спецпроектреставрация» и объединения «Росмонументискусство», мастера-умельцы Пензенского реставрационного участка.

Пензенская картинная галерея — одна из старейших в России. Толчком к ее созданию послужило посмертное завещание генерал-лейтенанта Н. Д. Селиверстова (1830 1891), который в память о своем пребывании на посту здешнего губернатора (1867—1872) завещал городу свою коллекцию картин, библиотеку, а также свыше полумиллиона рублей на учреждение Рисовальной школы на манер Штиглицевской. Кроме всего прочего, в завещании специально оговаривалось выделение из этой суммы пятидесяти тысяч рублей неприкосновенного капитала для обеспечения существования художественного музея при школе.

В сентябре 1891 года в Пензу прибыл душеприказчик Селиверстова, известный путешественник и знаток искусства П. П. Семенов-Тян-Шанский. Осмотрев город и не найдя подходящего дома для размещения в нем школы, он предложил возвести ее в единственно удобном для того месте — городской усадьбе, расположенной на пересечении улиц Садовой и Средне-Пешей (ныне Лермонтова и Богданова). Первоначально там планировалось строительство реального училища, но городская дума, учитывая исключи-тельные обстоятельства, единодушно согласилась уступить участок за 35 тысяч рублей под школу Селиверстова.

2 июля 1894 года произошла торжественная закладка здания. Проект, составленный петербургским Гражданским инженером А. П. Максимовым, помимо отдельных классов мужских и женских предусматривал выделение помещений для библиотеки и музея, а также жилых комнат директора и секретаря училища, хранителя музея. Надзор за постройкой осуществлял местный архитектор А. Е. Эренберг.

Пока велись проектные работы и возводилось здание, коллекция Селиверстова, привезенная из его симбирского имения (село Румянцеве Карсунского уезда), временно разместилась в ремесленной школе Ф. Е. Швецова. С 1 января 1892 года произведения искусства были представлены для всеобщего бесплатного просмотра. Осенью того же года газета «Пензенские губернские ведомости» уведомляла своих читателей, что «в помещении картинной галереи Селиверстова, на Дворянской улице, открыта до 25 октября выставка картин Товарищества передвижных художественных выставок». В чи
сле прочих на выставке экспонировалось и знаменитое полотно В. И. Сурикова «Взятие снежного городка». Пройдет 90 лет, и оно вновь предстанет перед пензенцами в филиале галереи — Музее одной картины.

Когда строительство большого трехэтажного здания Рисовальной школы подходило к концу и в нем полным ходом шли отделочные работы, в Пензу приехал известный художник-передвижник К. А. Савицкий (1844- 1905), утвержденный советом Академии художеств на пост ее директора. Этот выбор был не случайным. Будучи преподавателем Московского учи-лища живописи, ваяния и зодчества, Константин Аполлонович зарекомен-довал себя талантливым педагогом. Но предложение занять пост директора Пензенского училища он принял не сразу, опасаясь, что административная деятельность оторвет его от творчества.

Тяготясь хозяйственными и распорядительными заботами, К. А. Савицкий тем не менее отдался новому делу со всей горячностью и живостью своей натуры.

По воспоминаниям вдовы Савицкого, многие демократические начинания ее мужа были встречены городскими властями в штыки. Они противились совместному обучению юношей и девушек, настаивали на создании рисовально-технической школы, а не художественного училища. Здание школы было разделено каменной стеной, отделявшей учеников от учениц. Эта курьезная мера сейчас же по приезде Константина Аполлоновича была ликвидирована. Тогда же были оборудованы классы с боковым верхним светом, а каретный сарай, предназначенный для экипажа директора, преоб-ражен в скульптурную мастерскую. Несмотря на интриги местных властей, писавших доносы в Академию художеств, верх одержал К. А. Савицкий, что сильно укрепило его авторитет.

7 января 1898 года, когда наконец закончилось составление учебных планов, оснащение классов и мастерских необходимым оборудованием, инвентарем, наглядными пособиями, начались отборочные испытания для поступающих. А 2 (14) февраля состоялась торжественная церемония открытия училища и музея, прошедшая, по словам Савицкого, «с большой помпой». Приглашенных было до двухсот человек, играло два военных оркестра. Константин Аполлонович, выступая с большой речью, определившей цели и задачи школы, закончил ее словами: «Да оправдается все доброе, что положено в основу этому новому учреждению, да займет оно в буду-щем такое же место в значении русского искусства, какое заняло Училище живописи, ваяния и зодчества. Из него в большинстве вышли художники, создавшие и поддерживающие русскую художественную школу».

Забегая вперед, отметим, что пророческие слова Савицкого сбылись. Пензенское училище стало одним из лучших среди подобных учебных заведений. Оно дало путевку в большое искусство таким видным советским мастерам, как В. Е. Татлин, А. В. Лентулов, Г. К. Савицкий, Г. Н. Горелов, У. Т. Тансыкбаев, С. М. Никиреев, и многим другим.

Документы и фотографии, собранные в мемориальном музее К. А Савицкого в галерее, рассказывают о его огромной подвижнической деятельности как в пропаганде изобразительного искусства среди различных слоев населения, так и в преподавательской работе. Он лично водил экскурсии по музею и выставкам, встречался с учениками сельских школ, приезжавшими в Пензу, со слушателями педагогических курсов, устраивал ежегодные выставки учащихся и педагогов. Благодаря Савицкому сюда были направлены в 1898 году XXVI и в 1901 году XXIX выставки Товарищества передвижников, позволившие пензенцам познакомиться с новыми творениями виднейших русских живописцев, графиков. Огромной популярностью пользова-лись в городе устраиваемые по инициативе Константина Аполлоновича ли-тературно-художественные вечера, посвященные памяти В. Г. Белинского, А. С. Пушкина, К. П. Брюллова, И. И. Шишкина, П. М. Третьякова. На многих из них показывались «живые картины». Подобные мероприятия высоко подняли престиж училища и художественного музея.

Надо сказать, что Савицкий придавал музею чрезвычайно большое зна-чение, рассматривая его как сокровищницу культуры, призванную проло-жить широким массам дорогу к большому искусству. В то же время он ви-дел в нем и учебную мастерскую, где будущие художники постигали законы мастерства, копируя полюбившиеся произведения.

С целью пополнения собрания новыми экспонатами Савицкий и хранитель музея В. М. Терехин совершали поездки по губернии, привозили в учи-лище произведения древнерусского искусства, хранившиеся в церквах и монастырях, изделия народных промыслов, а также предметы религиозного культа древней мордвы из раскопок курганов, окружавших Пензу. По просьбе С
авицкого и Академия художеств прислала в дар новому музею живописные полотна русских мастеров, графические листы, скульптуру. Пополнение шло за счет добровольных пожертвований горожан, за счет приобретений работ с ежегодных выставок учащихся.

Не все вещи были равноценны по своим художественным достоинствам. В известной степени пензенский музей того периода напоминал «сундук старой барыни, где рядом с голландскими кружевами и опалами лежат валенки память о старой няне». Не случайно Савицкий ходатайствовал перед Академией художеств о назначении комиссии для просмотра коллекции и устранения вещей, не имевших художественных достоинств и не соответствовавших музею. Сенатор Семенов-Тян-Шанский с готовностью изъявил свое согласие приехать в Пензу для окончательного решения этого вопроса.

После скоропостижной кончины Савицкого, наступившей в ночь с 31 января на 1 февраля 1905 года, его преемники А. Ф. Афанасьев (1850- 1920) и, особенно, академик Николай Филлипович Петров (1872—1941) — продолжали уделять музею неослабное внимание, всемерно способствуя росту его коллекции. К 1917 году она насчитывала уже около тысячи художественных произведений. Но, согласно каталогу 1911 года, здесь поми-мо художественного размещались еще шесть разделов: промышленный, церковный, археологический, этнографический, естественноисторический, нумизматический. Здесь, например, хранились: бивень мамонта, щит абиссинский из гиппопотамового желудка, светильник из Оливии, национальные костюмы мордвы, русских крестьян, татар из Пензенской губернии, фитильное ружье с сошкой и кольчуга из Средней Азии, китайский лук со стрелами и т. д. и т. п. Все эти предметы использовались для учебных постановок, а затем, в 1920-е годы, вошли в состав коллекции краеведческого музея, возникшего в 1905 году как отдел при обществе любителей естествознания.

Интерес к картинной галерее как к художественному центру на периферии год от года возрастал. Увеличилось число посетителей и количество пожертвований.

Рост собрания продолжался и после Великой Октябрьской социалистической революции, когда из национализированных дворянских и купеческих усадеб поступали картины, скульптура, но более всего изделия из фарфора, стекла, бронзы, созданные русскими и зарубежными мастерами XIX века. Немало произведений было передано в галерею и из Государственного музейного фонда.

В годы Великой Отечественной войны галерея продолжала свою работу. Даже в лютый холод, находясь в неотапливаемых помещениях, сотрудники организовывали выставки, проводили экскурсии для выздоравливающих бойцов, отправлявшихся на фронт. В 1944 году здесь широко отмечалось 100-летие со дня рождения К. А. Савицкого, на котором присутствовали его дети. А в 1955 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР област-ной картинной галерее, одновременно с Пензенским художественным учи-лищем, было присвоено имя К. А. Савицкого.

Информация с сайта
Фото с сайта
Место на карте

Запись опубликована в рубрике Обо всём. Bookmark the permalink. И комментирование и trackback'и в настоящий момент закрыты.