Город Пенза. Детская железная дорога

Из-за нехватки средств проект был реализован не полностью. Открылась только «первая очередь» детской железной дороги – участок от станции Пионерская до станции Сосновка. За станцией Сосновка было отсыпано ещё около 50 метров насыпи, далее – прорублена просека, возможно, произведены некоторые другие работы. Однако после открытия дороги строительство участка Сосновка – Озёрная не возобновлялось.

По состоянию на август 2006 года, узкоколейная железная дорога работает. Протяжённость составляет около 2500 метров (с момента открытия дороги она не менялась). Тяговый подвижной состав представлен двумя тепловозами: ТУ2-188 и ТУ2-195. Оба тепловоза были привезены в 1985 году из Гайворона. Тепловоз ТУ2-188 проработал недолго. По состоянию на 2006 год, он стоит в «ангаре» (депо) в законсервированном состоянии. В лучшем случае, тепловоз через некоторое время будет установлен в качестве памятника, в худшем – будет порезан на металлолом.

Техническое состояние тепловоза ТУ2-195 на протяжении долгого времени было далеко не идеальным. По свидетельству члена Пензенского клуба любителей железной дороги Е. Авдонина, 14 августа 2004 года тепловоз вышел из строя на станции Сосновка (возникли неразрешимые проблемы с дизелем). В результате, группе юных железнодорожников вместе с пришедшими им на помощь взрослыми пришлось толкать тепловоз вручную до депо на станции Пионерская (расстояние от Сосновки до Пионерской – около двух километров, вес тепловоза – 32 тонны).

После завершения эксплуатационного сезона 2004 года тепловоз был вывезен для ремонта, в ходе которого было значительно улучшено состояние дизеля. После ремонта тепловоз работает нормально, однако на 2008 год запланировано обновление подвижного состава (скорее всего, поступит тепловоз ТУ7А, возможно, не один). Будущее тепловоза ТУ2-195, как и тепловоза ТУ2-188, может оказаться печальным.

Прицепной подвижной состав представлен четырьмя вагонами ПВ51. В составе поезда находятся три вагона, один вагон – «резервный». Депо, которое принято называть ангаром, защищает подвижной состав от вандалов и от атмосферных осадков, но непригодно для выполнения ремонта. Первоначальным проектом предусматривалось строительство капитального отапливаемого здания депо, имеющего значительно лучшее техническое оснащение.

Схема трассы узкоколейной железной дороги является достаточно необычной. Пензенская детская железная дорога считается «линейной», а не кольцевой детской железной дорогой. Но при этом, здесь существует не только линия между двумя станциями, но и замкнутое кольцо. Движение организовано следующим образом: поезд отправляется от платформы на станции Пионерская в северо-западном направлении, следует по кольцу, выходит с кольца на «петлевую» ветвь, затем – на перегон Пионерская – Сосновка. На станции Сосновка тепловоз совершает манёвры, прицепляется к составу с другой стороны. Поезд, отправившийся от станции Сосновка до станции Пионерская, вначале проследует вокзал станции Пионерская «на проход», совершает круг по кольцу, после завершения которого производится остановка и высадка пассажиров. Теоретически, возможно движение пассажирского поезда только по кольцу, в этом случае протяжённость маршрута составит около 500 метров.

Эксплуатационный сезон детской железной дороги продолжается с начала мая до конца августа (впрочем, фактически дорога работает и в сентябре, при условии хорошей погоды). В мае и сентябре движение производится только по выходным и праздничным дням, в летние месяцы – по средам, четвергам, субботам и воскресеньям. В ходу 6 пар поездов, отправление от станции Пионерская «тактовое» – в 10:00, 11:00, 12:00, 13:00, 14:00, 15:00, 16:00.

Узкоколейная железная дорога оборудована электрической централизацией стрелок и сигналов. Все 8 стрелочных переводов управляются из диспетчерской на станции Пионерская. На пульте можно найти и несуществующие в настоящий момент стрелочные переводы на станции Озёрная.

Дорога не имеет транспортного значения. «В подтверждение» данного факта, билеты продаются только на станции Пионерская, и только для поездки в двух направлениях (Пионерская – Сосновка – Пионерская).

Станция Пионерская находится в лесопарковой зоне, в стороне от жилых кварталов, добраться до неё можно редким городским транспортом (автобусами и маршрутными такси). Станция Сосновка находится вблизи одноимённого посёлка, входящего в состав города. Впрочем, ни один пассажир не стал бы пользоваться детской железной дорогой для поездок, имеющих
практическую цель, хотя бы по причине высокой стоимости проезда (40 рублей, тогда как в муниципальном городском транспорте – 6 рублей).

Взрослые сотрудники детской железной дороги, с которыми довелось беседовать в ходе поездки, совершённой 23 августа 2006 года, высказывали просьбу привлечь внимание руководителей компании «РЖД» и её подразделений к проблеме строительства участка Сосновка – Озёрная посредством публикаций в средствах массовой информации. С их слов, «новый участок нам необходим для нормальной работы». Увеличение протяжённости дороги повысит эксплуатационные расходы лишь незначительно, зато, как принято считать, приведёт к многократному увеличению пассажиропотока – дорога приобретёт транспортное значение, многие потенциальные пассажиры пожелают воспользоваться ей для поездок в зону отдыха.

В последнее время тема возвращения к первоначальному проекту стала обсуждаться чаще, чем в прежние годы. Хотелось бы надеяться, что в обозримом будущем появится третья станция, и Пензенская детская железная дорога станет не только учебно-воспитательным учреждением, но и видом городского транспорта.
© Болашенко Сергей Дмитриевич / Serguei Bolachenko

Источник текста

Запись опубликована в рубрике Обо всём. Bookmark the permalink. И комментирование и trackback'и в настоящий момент закрыты.